История акции Черная Пятница
Одним из самых ожидаемых событий для покупателей всего мира является «Чёрная пятница» или Black Friday. Эта акция повсеместно начинается в четвертую пятницу ноября и заключается в предложении максимальных скидок на товары.
У многих возникает вопрос: почему такое позитивное событие носит весьма мрачное название? Существует несколько историй возникновения, как самого термина, так и традиции проведения массовых распродаж в это время года.
Впервые термин «Черная пятница» был использован 24 сентября 1869 года, когда в США начался финансовый кризис, причиной которого послужило мошенничество двух финансистов во время биржевой сессии. В ту пятницу финансовый рынок резко обрушился, многие крупные игроки разорились, и экономике США потребовалось несколько месяцев на восстановление.
В то сложное время в США продажи в магазинах сильно упали и появились компании, которые стали предлагать значительные скидки перед рождественскими праздниками, когда американцы обычно тратят большие суммы на подарки близким. Чуть позднее это явление приобрело массовый характер, и День благодарения стал стартом для распродажи подарков. Поэтому по одной из версий происхождение названия «Черная пятница» связывают с этими далекими событиями.
Согласно более современной версии, название «Черная пятница» тесно связано с особенностями ведения бухгалтерского учета, в котором принято отмечать показатели прибыли черным цветом, а цифры убытка — красным. С 60-х годов ХХ века четвертая пятница ноября показывала наибольшие продажи за весь год, в то время как ранее пальма первенства принадлежала субботе перед Рождеством.
Еще одну версию возникновения названия «Черная пятница» связывают с серьезными проблемами работодателей в США, которые появляются вследствие того, что в пятницу после праздничного Дня Благодарения никто не хочет выходить на работу и большинство сотрудников берут отгулы или внезапно «оказываются больными».
Своя версия происхождения названия этой акции была и у американских полицейских. С тех пор, как этот праздник шоппинга приобрел огромный масштаб, множество людей заполняют улицы, автомобили хаотично паркуются и часто возникают стычки покупателей за места в очереди перед открытием магазинов. Соответственно, полиции приходится работать в авральном режиме, как в «черный день».
В восьмидесятые годы ХХ века американские ретейлеры пытались придать названию акции «Черная пятница» более позитивную интерпретацию, предлагая назвать ее «Большой пятницей», но у них ничего не вышло. Это название уже стало синонимом национального праздника и к середине девяностых годов регулярно использовалось по всей Америке. С 2000-х г. название «Черная пятница» распространилось по всему миру, а в начале 2010-х г. акция стала популярна и в России.
Российские торговые сети активно перенимают традиции американской «Черной пятницы», анонсируя глубокие скидки на отдельные товары вокруг этих дат. Сеть магазинов Soho и интернет-магазин sohoshop.ru также подготовили специальное предложение для своих клиентов: в дни распродажи «Черная пятница» скидки на обувь достигнут 80%!